Добавить в избранное | Стартовой | Английская версия

Меню
Главная
Новости
Пресса
Фото
Достижения
О правде...
Светлая память
Гостевая
Почта
[ Наша кнопка ]

[ Код ]
:: Публикации в прессе ::

Кто водила и чья "мобила"?

Мы уже сообщали, что 25 октября в 22.45 водитель автомобиля "Тойота Лэндкрузер" (госномер А 002 VP) сбил двух пешеходов на проспекте Аль-Фараби в южной столице. Два 22-летних парня - Филипп Потапов и Алибек Журкабаев - погибли мгновенно (см. "Похороны после праздника", "Время" от 29.10.2002 г.).
Автомобилист с места происшествия скрылся. В ходе следствия было установлено, что указанный джип принадлежит ТОО "Терминал", но был арендован ЗАО АПК. Пресс-служба дорожной полиции дала краткий комментарий: дело расследуется, и до окончания расследования вряд ли что будет известно.
В ЗАО АПК, куда мы обратились за комментариями, пресс-секретарь Бахыт Баубекова заявила:
- К генеральному директору ЗАО АПК Дамиру Ищанову происшествие не имеет никакого отношения, не было его там. Сейчас он на работе, все в порядке. Если бы за рулем сидел он, то, наверное, уже находился в местах не столь отдаленных. Я лишь знаю, что джип - не наша собственность. Возможно, на днях мы дадим комментарии на эту тему.
Между тем в брошенной машине был обнаружен сотовый телефон якобы Дамира Ищанова. А свидетели утверждают, что водитель носил бороду или многодневную щетину. Кстати, вместо водителя в полицию с повинной обратился некто Кудайбергенов, которого следователи сразу "раскололи". И теперь якобы всю вину на себя берет брат Дамира Ищанова.
А джип, унесший жизни двух парней, сейчас находится на штрафстоянке (на снимке).
Родители погибших вчера возложили венок на место аварии.




газета "Экспресс-К" ведет свое журналистское раследование

  • 205 (15118) от 30.10.2002

Руководящий наезд

Служебный джип генерального директора ЗАО "АПК" Дамира Ищанова оказался замешанным в дорожно-транспортном происшествии. Неустановленный водитель насмерть сбил двух пешеходов, бросил джип и, оставив людей умирать, скрылся с места происшествия.
25 октября этого года в 22.45 джип г-на Ищанова на большой скорости вылетел на проспект Аль-Фараби и напротив дома № 18 микрорайона "Орбита-4" насмерть сбил двух пешеходов - Потапова Ф.В., 1980 года рождения, проживающего в том же микрорайоне, и мужчину по имени Алибек (других данных нет), которые от полученных травм скончались на месте аварии. По описанию очевидцев полицейские установили, что "Toyota Lend-Cruiser" с государственным номером А 002 VP принадлежит генеральному директору АПК, но кто именно находился за рулем в момент совершения аварии, выяснить не удалось - не дожидаясь приезда дорожной полиции, водитель скрылся с места происшествия. Расследованием аварии занялась следственная группа дорожной полиции ГУВД Алматы.
По оперативной версии, за рулем находился один из руководителей АПК, возможно, сам Дамир Ищанов. Полицейские уверены в том, что водитель находился в нетрезвом состоянии либо без документов на машину (обычно трезвые и законопослушные водители сразу останавливаются и оказывают первую помощь пострадавшему), и поэтому скрылся с места, оставив пешеходов умирать.
- Не только в Алматы, но и в республике в целом участились факты наездов на пешеходов, - говорит начальник штаба управления дорожной полиции Алматы Хайдар Ахметов. - Так, к примеру, 25 октября водитель джипа напротив школы "Мирас" сбил двух пешеходов и скрылся с места происшествия, бросив машину и оставив пострадавших в опасности. Сегодня возбуждено уголовное дело по статье 296, ч.2 УК РК "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц", согласно которой виновный наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Хочу заметить, что в последнее время благодаря несовершенному законодательству некоторые водители почувствовали свою безнаказанность. Люди уже начинают понимать, что легче скрыться с места, чем отвечать по закону. Зачем брать ответственность на себя, когда время работает на нарушителя. Потом он найдет массу отговорок и причин, придется доказывать его вину, а все сомнения - в пользу обвиняемого.
- Хайдар Габдуллович, установлена ли личность водителя, находившегося за рулем на момент совершения аварии?
- Он бросил машину и ушел, говорят, что даже на работе не появляется.
- А кто же в таком случае написал явку с повинной?
- Если водитель написал явку, как вы говорите, то с ним уже работают следователи дорожной полиции. Позвоните начальнику следственного отдела дорожной полиции Талгату Турсунбекову, возможно, он сможет более подробно прокомментировать эту ситуацию.
Комментарий г-на Турсунбекова был краток:
- При всем уважении к вашей газете я не смогу прокомментировать это происшествие, так как без указания руководства или пресс-службы ГУВД я не уполномочен отвечать на ваши вопросы.
По словам руководителя отдела общественных связей ГУВД Анны Налейкиной, 28 октября 2002 года в следственный отдел дорожной полиции с явкой с повинной пришел водитель джипа (в интересах следствия его фамилия и имя не называются). По факту ДТП возбуждено уголовное дело, устанавливается степень его вины. Водитель находится под подпиской о невыезде.
- Надо учесть, что ДТП произошло в ночное время, и пешеходы переходили улицу в неустановленном месте, - говорит майор Налейкина. - Данная автомашина принадлежит ТОО "Терминал", но по договору аренды оформлена на двух конкретных сотрудников АПК.

Тохнияз Кучуков



  • N 210 (15123) от 06.11.2002 "Экспресс-К"

Кровное родство

Расследование автодорожного происшествия, в котором оказался замешанным служебный джип генерального директора ЗАО "АПК" Дамира Ищанова, еще продолжается. С каждым днем следствие все больше склоняется к тому, что водитель "Toyota Land Cruiser" с государственным номером А 002 VP в момент аварии находился в нетрезвом состоянии. По оперативной версии и свидетельским показаниям, автомобилем управлял сам Дамир Ищанов, который в настоящее время избегает встреч с родителями погибших, следователями и журналистами.
25 октября, в 22.45, джип на большой скорости вылетел с улицы Саина на проспект Аль-Фараби и напротив дома № 8 микрорайона "Орбита-4" сбил двух пешеходов - Филиппа Потапова и Алибека Жыргабаева. Вместо оказания первой медицинской помощи водитель и пассажир бросили джип и, оставив 20-летних парней умирать, скрылись. На место происшествия выехали инспектора по выездам и следственная группа управления дорожной полиции ГУВД Алматы. Очевидцы аварии показали, что сразу же после наезда водитель вышел из джипа и, позвонив по мобильному телефону, сказал, что сбил человека и нуждается в замене (другими словами, водитель просил срочно найти козла отпущения).
В беседе с журналистами отец погибшего Филиппа Вадим Потапов говорит, что появились свидетели, опознавшие по фотографии генерального директора Дамира Ищанова: именно он вышел из джипа после наезда. Кроме того, в салоне служебного автомобиля были найдены удостоверение личности г-на Ищанова, его мобильный телефон и документы на джип. По факту наезда на пешеходов со смертельным исходом следственный отдел дорожной полиции возбудил уголовное дело, а через два дня после аварии в ГУВД явку с повинной написал водитель генерального директора ЗАО "АПК" Кудайбергенов. Казалось бы, нет ничего проще: виновник аварии найден, дело расследуется, как утверждают следователи, объективно. Но почему-то еще через день в полицию добровольно пришел Марат Ищанов, брат генерального директора, и заявил, что именно он управлял автомобилем в момент ДТП.
Следователи и адвокаты пострадавших выяснили, что "Toyota Land Cruiser" с так называемым престижным номером А 002 VP принадлежит ТОО "Терминал", но по договору аренды оформлена на двух конкретных сотрудников "АПК": водителя генерального директора Кудайбергенова и самого Дамира Ищанова. Иными словами, ни брат генерального директора, ни кто иной не имел права управлять этим джипом. Дядя погибшего Филиппа Владимир Потапов крайне удивлен лояльностью следствия. По его словам, человек, сбивший насмерть двух пешеходов да еще и скрывшийся с места преступления, находится под подпиской о невыезде, как будто у него имеются смягчающие обстоятельства, позволяющие следователю и прокуратуре избрать такую меру пресечения. И это несмотря на то, что уголовное дело расследуется по двум статьям: 296, часть 3 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет) и 297 (оставление места дорожно-транспортного происшествия наказывается лишением свободы на срок до двух лет).
Чтобы выяснить, почему следствие избрало именно такую меру пресечения, корреспондент "Экспресса К" связался с начальником следственного отдела дорожной полиции Талгатом Турсунбековым.
- Талгат Маратович, вы знаете, на какой стадии расследования находится это происшествие, кто конкретно обвиняется в наезде на пешеходов, почему избрана именно такая мера пресечения?
- Да, я знаю все подробности и детали, но без указания руководства или пресс-службы ГУВД я не могу вам дать комментарий.
К сожалению, дозвониться до начальника управления дорожной полиции Берика Бисенкулова мне не удалось: "непробиваемая" секретарь ответила, что начальник занят. Комментарий пресс-службы ГУВД был краток:
- Марат Ищанов, брат генерального директора ЗАО "АПК", дал признательные показания, что именно он управлял автомобилем, попавшим в дорожно-транспортное происшествие, - говорит по телефону руководитель пресс-службы ГУВД Анна Налейкина.
- По каким причинам была избрана мера пресечения - подписка о невыезде?
- Хочу обратить ваше внимание, что происшествие случилось в темное время суток, когда пешеходы переходили улицу в неустановленном месте.
Другими словами, вина водителя еще не доказана. Дальнейшие комментарии, как говорится, излишни. Получается, что молодые парни сами виноваты в том, что попали под колеса мощного внедорожника. Но даже в этом случае водитель обязан остановиться, оказать первую помощь пострадавшим и, сообщив о происшествии в "Скорую помощь" и дорожную полицию, оставаться на месте аварии до приезда инспекторов. При этом нужно постараться оградить место наезда, чтобы проезжающие мимо автомобили не стерли следы тормозного пути и другие детали. Так меня учили в ГАИ, когда я сдавал экзамен на права. Видимо, сейчас водителей учат по-другому, если они бросают людей умирать и скрываются с места происшествия.

Тохнияз Кучуков



  • N 212 (15125) от 08.11.2002 "Экспресс-К"

Двоякое положение

Следственное управление ГУВД Алматы продолжает расследование автодорожного происшествия, в котором под колесами служебного джипа генерального директора закрытого акционерного общества "АПК" Дамира Ищанова погибли двое алматинских студентов.
На сегодняшний день вину за смертельный наезд взяли на себя сразу два человека - брат и персональный водитель генерального директора. Как известно, сбивший людей бросил машину и скрылся с места аварии. По данному факту было возбуждено уголовное дело, осталось лишь найти водителя.
Следствие, похоже, зашло в тупик.



  • N 213 (15126) от 09.11.2002 "Экспресс-К"

За двух битых одного небитого дают

Следователям ГУВД Алматы пока еще не удается установить, кто именно сидел за рулем служебного джипа генерального директора ЗАО "АПК" Дамира Ищанова, под колесами которого погибли два человека. Сегодня ответственность за гибель парней взяли на себя сразу двое - водитель г-на Ищанова и его брат Марат.
Получается, что сначала один водитель сбил Филиппа Потапова и Алибека Журкабаева, бросил джип и скрылся. Потом оба погибших парня ожили, механические повреждения автомобиля восстановились, другой водитель сел за руль и на том же месте в то же время опять их сбил. После удара мощного автомобиля пешеходы отлетели на то же место, и водитель так же скрылся. Абсурд, и только. Вряд ли уважающий себя следователь возьмется рассматривать эту версию.
А между тем и брат, и водитель генерального продолжают настаивать на том, что именно они находились за рулем в момент наезда на пешеходов. Почему не их, а именно Дамира Ищанова и некоего Юру запомнили очевидцы? Почему граждане, давшие признательные показания в совершении дорожно-транспортного происшествия, явились с повинной на второй и третий день после аварии?
К сожалению, сотрудники Алматинского ГУВД от официальных комментариев отказываются, ссылаясь на руководство и пресс-службу, без указания которых полицейские не могут прокомментировать автодорожную катастрофу. По городу уже поползли слухи о том, что это происшествие, вызвавшее общественный резонанс, может быть "сломано" либо переквалифицировано в административное правонарушение. Напомним, что 25 октября этого года "неустановленный" водитель на проспекте Аль-Фараби сбил двоих пешеходов и скрылся с места происшествия. Дежурный наряд дорожной полиции сразу же снял государственные номера джипа, но очевидцам удалось их запомнить - А 002 VP. Вскоре выяснилось, что "Toyota Land Cruiser" принадлежит ТОО "Терминал", но по договору аренды оформлена на двух сотрудников ЗАО "АПК" - генерального директора и его персонального водителя.
Оперативники усиленно искали водителя, но через два дня после ДТП водитель г-на Ищанова Кудайбергенов сам пришел в ГУВД и написал явку с повинной. Следователи начали работать с ним, но на следующий день к ним пришел еще и брат генерального директора Марат и заявил, что именно он, а не водитель совершил аварию. Очевидцы говорят, что в водителе, сбившем двоих пешеходов, они узнали Дамира Ищанова, которого часто видят по телевизору и в газетах. Когда он вышел после аварии из автомобиля, от него несло спиртным. И следствие все больше склоняется к тому, что водитель на тот момент находился в нетрезвом состоянии и поэтому скрылся, чтобы избежать обязательного медицинского освидетельствования. Если бы экспертиза показала алкоголь в его крови, то при наличии отягчающих обстоятельств водителю накрутили бы срок на всю катушку. А сейчас доказать, был ли он пьян, уже невозможно, а если добавить состояние аффекта, в котором, по словам его подчиненных, находится г-н Ищанов, то его не сажать, а лечить придется. Еще и за государственный счет.
По одной из версий (на сегодня их около пяти) и показаниям свидетелей, Дамир Ищанов, сидевший за рулем джипа, сумел за три дня подготовить так называемых козлов отпущения. Действительно, его брат и водитель достаточно подробно описали происшествие, но все-таки просчитались: два водителя на одной машине, в одно и то же время и при одинаковых обстоятельствах просто физически не могут совершить одинаковую аварию с одними и теми же пострадавшими. Но, несмотря на такие достаточно веские основания, дело, как говорится, повисло и продолжает висеть. Вообще-то в этом деле много шероховатостей: прошло почти две недели, но виновный все еще не установлен; также не установлено, в каком именно месте переходили дорогу пешеходы (в материалах уголовного дела говорится лишь о неустановленном месте, хотя известно точное место - дом № 8 микрорайона "Орбита-4"); какая конкретно скорость была у джипа и почему на асфальте нет следов тормозного пути.
Не исключено, что виновными станут сами погибшие, если следователи установят, что они переходили улицу в неположенном месте, а брат будет настаивать на том, что именно он, а не господин Ищанов сбил двоих пешеходов. В этом случае Марату могут предъявить следующие нарушения: пункт 10.1 правил дорожного движения (см. ПДД, глава 10, стр. 21), статья 462 Административного кодекса (превышение водителями установленной скорости движения), статьи 296 и 297 Уголовного кодекса (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц и оставление места дорожно-транспортного происшествия). По совокупности преступлений виновного могут лишить свободы на срок до десяти лет с лишением права на управление транспортными средствами до трех лет.
Сам Дамир Ищанов, возможно, отделается легким испугом в виде административного штрафа в размере до 41150 тенге - за допуск к управлению транспортным средством лица, не имеющего права управления. Другими словами, за то, что генеральный директор посадил за руль служебного джипа, под колесами которого погибли два человека, своего брата.

Тохнияз Кучуков. Алматы.



  • N 215 (15128) от 13.11.2002 "Экспресс-К"

Опасный вираж


Редакция газеты "Экспресс К" продолжает собственное расследование дорожно-транспортного происшествия, в котором замешан служебный джип генерального директора закрытого акционерного общества "АПК" Дамира Ищанова (начало в N 205 от 30 октября 2002 года - "Руководящий наезд", N 210 от 6 ноября 2002 года - "Кровное родство", N 212 от 8 ноября 2002 года - "Двоякое положение" и N 213 от 9 ноября - "За двух битых одного небитого дают").
Вадим Потапов, отец Филиппа, погибшего под колесами служебного джипа генерального директора ЗАО "АПК" Дамира Ищанова, считает, что ответственность за гибель двоих человек должен нести сам г-н Ищанов, а не его водитель или брат.
Корреспондент "Экспресса К" встретился с Вадимом Потаповым в офисе фирмы "Atlas Copco". Это место Вадим Филиппович выбрал сам, из соображений личной безопасности - по его словам, возле его дома и офиса все время кто-то ходит и наблюдает за ним.
- Мой сын провожал своего друга Алибека до такси, - рассказывает Вадим Потапов. - Они переходили проспект, когда, по словам очевидцев, на большой скорости подъехал джип г-на Ищанова и сбил парней. Алибек от удара углом правого крыла отлетел на обочину, а мой сын головой ударился о лобовое стекло и распластался на капоте. И только через 70 метров водитель сумел остановиться. Когда тело сына упало на асфальт, из джипа вышли двое мужчин. Один достал из салона коробки из-под факса и начал огораживать место падения, а Дамир Ищанов задним ходом припарковался на обочине и, позвонив по мобильному телефону, попросил кого-то прислать подмену.
- Вы уверены в том, что за рулем джипа сидел именно Дамир Ищанов?
- Очевидцы трагедии по фотографии узнали г-на Ищанова, у нашего адвоката есть аудиозапись свидетельских показаний, но я боюсь озвучить их имена, так как опасаюсь за их жизни.
- Вашим свидетелям и вам угрожают?
- Прямых угроз нет, но, когда 28 октября хоронили Алибека, а на следующий день моего сына, на кладбище и возле моего дома крутились незнакомые мне мужчины. В тот же вечер со мной пытался связаться представитель Дамира Ищанова, но мне было не до переговоров. Кроме того, мой домашний и мобильный телефоны прослушиваются, и я боюсь за свою жизнь. Семь лет назад под колесами автомобиля погибла моя дочь, виновный избежал наказания, выехав из Казахстана в неизвестном направлении.
- Вадим Филиппович, вы боитесь называть имена очевидцев, но ведь они уже давали показания следователям, были на очной ставке…
- С полицией мы общаемся только через Сергея Приступу, нашего адвоката. Единственный раз меня вызвали в ГУВД, чтобы сказать, что признали меня потерпевшей стороной. По словам адвоката, расследование еще продолжается, якобы сегодня должны быть готовы результаты дактилоскопической экспертизы, но я не верю в объективность. Объясню почему. Очевидцы видели, как через одну минуту на место аварии подъехал патрульный экипаж, из которого вышел капитан. Кто он и из какой службы, мы не выяснили - в материалах следствия о нем ни слова. Но очевидцу удалось узнать, что некий Юрий Никитин, пассажир джипа Ищанова, подошел к офицеру, предъявил какое-то удостоверение, переговорил с ним, потом они вместе сели в "Ниву". Юрий уехал до приезда дорожной полиции, а капитан остался. Но об этом в деле - ни слова.
P.S. Чтобы получить комментарий полицейских, корреспондент "Экспресса К" связался с пресс-службой ГУВД Алматы. Пресс-секретарь Анна Налейкина сказала, что следователи ждут заключения дактилоскопической экспертизы. После получения результатов они смогут предъявить конкретное обвинение конкретному лицу и прокомментировать данное автодорожное происшествие.
* * *
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР...
Корреспонденту "Экспресса К" удалось выяснить некоторые детали, так или иначе связанные с автодорожным происшествием.
Вчера, две недели спустя, адвокату потерпевших объявили, что получены результаты дактилоскопической экспертизы, но следователи ГУВД пока еще не прокомментировали ее результаты. Родители погибших парней не верят в объективность следствия. Каким-то образом они узнали, что снятые с руля автомобиля отпечатки пальцев не принадлежат никому из фигурантов уголовного дела. Возможно, это просто слухи. Но в день получения экспертизы в офис Вадима Потапова, отца погибшего Филиппа, пришел Марат Ищанов. Как выяснилось, он пришел просить прощения за себя и брата, возглавляющего закрытое акционерное общество "АПК". По словам Вадима Потапова, с Маратом они познакомились лет 30 назад, когда он только начинал заниматься музыкой, а его брат был бас-гитаристом вокально-инструментального ансамбля "Гульдер".
Вадим Потапов говорит, что Марат остался верен музыке и на такую подлость, как оставление пострадавших в опасности, не пошел бы. Его брат во время перестройки, когда открывались первые кооперативы, ушел из ансамбля в бизнес и создал свой кооператив. За 15 лет он сделал стремительную карьеру - от руководителя небольшой фирмы до генерального директора крупного предприятия-монополиста. Новенький джип, который был закреплен за Дамиром Ищановым, с так называемыми крутыми номерами А 002 VP принадлежит по документам ТОО "Терминал". Интересно, почему персональный автомобиль г-на Ищанова оформлен на это товарищество?
Чтобы избежать налогов на транспорт? Ведь ежегодный налог на подобный джип составляет более 90 тысяч тенге, а таких джипов в "АПК" несколько. Да и попав в неприятную ситуацию, как, например, смертельный наезд на двух пешеходов, легче "отмазаться": машина чужая, закреплена за конкретным водителем, ему и отвечать за все, а не генеральному…

Тохнияз КУЧУКОВ



  • Газета "Комсомольская правда" от 31 октября 2002

Как видно из всех публикаций основанных на показаниях очевидцев, джип "ехал" на большой скорости. А Сорокин (следователь) считает что "Правила дорожного движения" нарушены не были.Короче говоря (по ГАИшному и сорокинскому) можно давить людей скрываться с места ДТП и молить бога или "давать" нужным людям что бы дело поручили Сорокину или своему человеку и все дело будет в "корзине". И резолюция ..." Правила ДД" нарушены не были. Но только для этого нужно иметь столько (?) сколько запросят.

Так есть ли правда ... ?






Большое спасибо независимой прессе от нашей семьи за поддержку.


Copyright VP Studio © 2002-2004. Все права защищены. Разработка и дизайн: Bla©k G®izzly™. Поддержка:VP Studio.
Hosted by uCoz